Россия против “империи лжи”: экзистенциальный вызов

Война. Причины и последствия, предсказуемые и не очень

“Независимая газета” 24.02.2022, редакционная статья

Владимир Путин в обращении к народу ранним утром 24 февраля, после которого началась «ограниченная военная операция» российских войск на территории Украины, попытался обосновать логику собственных решений нарастанием экзистенциальных угроз нашей стране: «Это вопрос жизни и смерти, вопрос нашего исторического будущего как народа». Угроза идет с территории Украины, которая превратилась в «анти-Россию» и поставлена под полный внешний контроль.

Несмотря на свое замечание, что оккупация украинских территорий в планы России не входит, он поставил довольно четкие задачи и определил установки и цели «ограниченной военной операции»: демилитаризация и денацификация Украины, а также «предание суду тех, кто совершил многочисленные и кровавые преступления против мирных жителей», в том числе и граждан России.

Путин также говорил о праве наций на самоопределение в соответствии с Уставом ООН и посетовал, что украинский народ никогда «никто не спрашивал, как он хочет обустроить свою жизнь». Надо понимать, что теперь такая возможность в Украине появится и народ наконец-то самоопределится. Путин в этом плане поделился своим видением желаемого будущего: создание условий для того, что, «несмотря на наличие государственных границ, укрепляло бы нас изнутри как единое целое. Я верю в это – именно такое наше будущее».

Такая картина будущего выглядит фантастически благоприятной, если не сказать – утопической. С кем из бывших советских республик за 30 лет после распада СССР удалось создать «единое целое, несмотря на границы»?

Путин в своем выступлении постарался создать разноплановую систему аргументов и контраргументов, которые могут быть активно использованы его сторонниками в ходе неизбежной пропагандистской войны. Он подробно обосновал поведение России как самозащиту. Он иллюстрирует отказ Запада от норм международного права бомбардировками Белграда, Ливии, Ирака и Сирии. В последней боевые действия западной коалиции происходили без согласия сирийского правительства и санкции Совбеза ООН. Он характеризовал эти действия как агрессию и интервенцию.

Он также дал развернутую, с богатым использованием эпитетов морально-нравственную характеристику Запада и его предводителя – США. Это – «империя лжи», которая занимается «циничным обманом, враньем, давлением, шантажом»; «шулерское поведение» Запада противоречит «общепризнанным нормам морали и нравственности». Путин задается вопросом: «Где же здесь справедливость и правда?» И отвечает: «Одна лишь сплошная ложь и лицемерие».

Он также обвинил Запад в непрекращающихся попытках «разрушить наши традиционные ценности и навязать нам свои псевдоценности, которые разъедали бы нас, наш народ изнутри».

Что будет считаться успехом России в этой операции?

В военном плане хотя бы можно отследить подавление централизованного сопротивления регулярных войск. А вот в политике – образ успеха пока не складывается. В первую очередь потому, что действия России были фактически названы генсеком ООН неприемлемыми. А именно к ООН как ключевому институту мировой политики мы апеллировали последнее десятилетие. Про крайне негативное отношение к нашим действиям Запада можно даже и не упоминать.

Ну и, конечно, сегодняшние военные события будут иметь непосредственное влияние на внутреннюю политику России. Транзит власти закончен. Смена Путина во главе страны в таких условиях снята с повестки. Ведь ответственный политик не оставляет свой народ, когда страна окружена врагами и русофобами, санкциями и шантажом.

Ну и еще одно. Теперь уже можно считать доказанным, что Путин пишет статьи на исторические темы не из эвристических соображений. А исключительно как практик.

Хочется напомнить мудрую поговорку: идешь на войну – готовь два гроба. Для врага и, на всякий случай, для себя. Безумно жаль, что два братских народа волею судеб оказались на войне друг с другом. И жертв не избежать. На кого бы ответственность за них в конечном итоге ни повесили…