С приближением выборов у журналистов и СМИ возникает соблазн рассказывать о происходящем только с точки зрения соревнования. Заголовки посвящены тому, кто лидирует в опросах, кто занимает второе место, а кого оставили далеко позади. Звучит знакомо? Похоже на гонку — именно поэтому в таких случаях говорят, что журналисты изображают выборы как лошадиные скачки.
Исследования показывают, что такое освещение событий подрывает доверие к политикам и медиа, способствует тому, что аудитория получает меньше информации, снижает шансы менее популярных партий и женщин-кандидатов, в результате чего в выгодном положении могут оказаться “новые и необычные кандидаты” (которые далеко не всегда оказываются лучшим вариантом).
Последствия этого для демократии могут быть достаточно серьезными: люди могут просто не захотеть голосовать. А если люди думают, что шансы их кандидата на победу высоки, стимул голосовать для них снижается.
Опыт подсказывает, что избирателям нужна более подробная и всесторонняя информация о том, какой политики собираются придерживаться кандидаты, поддержку каких партий они получают, и о том, насколько высоки шансы, что эти кандидаты смогут добиться того, что обещают. Также полезно сообщать, работала ли в недавнем прошлом политика, подобная той, что предлагают кандидаты, особенно в местах, имеющих подобные проблемы.
При этом важно разобраться, почему и у медиа, и у аудитории популярно освещение выборов как гонок: это превращает политику в игру, делает ее более интересной. Не стоит упускать из виду, что в том, чтобы сделать освещение выборов интересным, нет ничего плохого.
Также понятно, что опубликованные результаты опросов и исследования мнений избирателей предлагают читателям возможность быстро ознакомиться с положением вещей без необходимости читать целиком большие статьи. Рассказывая аудитории о результатах опросов и рейтингах, важно использовать только заслуживающие доверия источники информации, анализировать цифры и предоставлять контекст. Например, рассказывать, когда проводились опросы и появились ли в этот день какие-то важные новости, которые могли повлиять на результаты опросов.
Другая рекомендация, которая помогла бы улучшить освещение происходящего и предложить контекст, — глубже исследовать тему: например, выяснить, кто собрал больше денег на свою кампанию, на что эти деньги были потрачены и кто получает поддержку влиятельных групп.
Освещение выборов как гонок также привлекает аудиторию благодаря своей простоте. О темах, связанных с выборами, не обязательно рассказывать скучно, задача хороших журналистов — сделать освещение этой темы интересным для аудитории.
Кандидаты хотят тратить на определенные задачи больше денег? Или меньше? Что они предлагают? Как это отличается от того, что предлагают их оппоненты? Применялась ли уже где-то политика, которую они предлагают, и каковы результаты? Как то, что они предлагают, скажется на ваших детях, налогах, здоровье?
Журналисты должны ответить на важный вопрос: как это повлияет на их аудиторию. Вместо того чтобы повторять, например, пустые фразы, звучащие в чьей-то кампании, репортерам нужно разобраться, что предлагают кандидаты, и рассказать об этом аудитории так, чтобы людям стало понятно. Вы можете использовать результаты опросов, рассказывая, насколько популярны те или иные идеи, но всегда объясняйте разные аспекты того, что предлагают кандидаты.
Журналистам нужно анализировать результаты опросов. Это значит, что им нужно обращать внимание на множество деталей, связанных с проведением опроса или исследования, начиная с репутации тех, кто проводит опрос. Среди прочего нужно учитывать размер выборки и предел погрешности.
Еще важнее точно сообщать, о чем именно спрашивали участников опроса, кого и где опрашивали. Очень важно консультироваться с экспертами в области статистики.
Эта статья, опубликованная в The Journalist’s Resource, содержит список заслуживающих доверия организаций, проводящих опросы в США, а также вопросы, которые помогут журналистам улучшить освещение этой темы.
Этот материал был опубликован в разделе “Инструментарий для освещения темы выборов и выявления миз- и дезинформации”, составленном IJNet в партнерстве с Chequeado и Factchequeado при поддержке WhatsApp.
Фото Clay Banks с сайта Unsplash.