Семинары
Пресс-конференции
Журналисту
Книги и фильмы
Советы юриста
Информация
Сегодня
30 Апреля 2017
21.01.2010, Новость
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Минюста Институту региональной прессы
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

В силу пункта 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации объединения граждан обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации.
В соответствии с приказом Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 15.09.2009 № 1256 (с изменениями от 30.10.2009 №1472) проведена проверка Некоммерческого партнерства «Институт региональной прессы» (далее -Партнерство).
По результатам проверки (акт проверки от 03.12.2009) комиссией сделан вывод, что деятельность Партнерства не соответствует целям, предусмотренным ее учредительными документами и законодательству Российской Федерации, а именно:
1. Согласно части 2 статьи 2, части 1 статьи 8 Закона о некоммерческих организациях некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Таким образом, законодатель определяет, что основную цель деятельности некоммерческих партнерств составляет содействие членам партнерства в осуществлении общеполезной деятельности, указанной в учредительных документах некоммерческого партнерства.
В соответствии с п. 2.1 Устава Партнерства целями создания Партнерства является содействие его членам в осуществлении деятельности в сфере защиты гарантированной Конституцией РФ свободы массовой информации, конституционных прав граждан Российской Федерации на получение информации, а также в области образования, культуры, и просвещения.
За проверяемый период Партнерством проведены такие мероприятия как:
- круглый стол «Проект резолюции парламентской Ассамблеи Совета Европы, выдвинутой 14 декабря 2005 года группой европейских политиков. Необходимость в международном обсуждении преступлений коммунистических тоталитарных режимов. Нужно ли России национальное покаяние сегодня»;
- имитация общественных слушаний по строительству портов в Лужской губе;
- Демократия в России (совместно с ВВС);
- открытие проекта «Мы с вами: Первые шаги в России»;
- информационная открытость федеральных органов исполнительной власти. Итоги исследования и результаты судебных процессов;
- круглый стол «Итоги депутатских слушаний по ситуации с пассажирскими автобусными перевозками в Петербурге»;
- представление книги Андрея Некрасова «Это революция»;
организация координационного взаимодействия правоохранительных органов и правозащитных организаций по предупреждению и пресечению проявлений экстремизма, национализма и ксенофобии;
- язык вражды в федеральной и региональной прессе;
- «Возьми меня домой» - в рамках акции в защиту детей - сирот»;
- круглый стол «Молодежные организации: кто из них экстремист?»;
- представление городского отчета за 2006 год, посвященного положению
правозащитников в странах Европы и СНГ;
- социальная ответственность бизнеса и государства;
- отношение демократической ответственности к предстоящим выборам
Президента РФ;
- представление книги «Права человека и психиатрическая помощь; Сборник документов»;
- студенты и выборы;
осенний призыв 2008. Защита законных прав призывника и военнослужащего;
- показ и обсуждение фильма «Деревня Дураково» и др.
Таким образом, исходя из перечня мероприятий, проведенных с 01.01.2006 по 31.12.2008, а также согласно письму от 26.11.2009, цель проведения мероприятий Партнерством заключается в информировании и просвещении общества.
Вместе с тем, эта деятельность не ориентирована на оказание содействия членам партнерства, как того требует Закон о некоммерческих организациях, а направлена на неопределенный круг лиц, что является нарушением части 1 статьи 8 Закона о некоммерческих организациях и п. 2.1 Устава.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ.
До внесения Федеральным законом от 30.12.2006 №276-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организациях» изменений в статью 582 ГК РФ -пожертвованием признавалось дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могли делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ.
Таким образом, Партнерство в нарушение статьи 582 ГК РФ получало пожертвования от Фонда Содействия OSI («OSIAF») Лихтенштейн (договор пожертвования №20017435 от 12.04.2006) в размере 731018,89 рублей и от Соединенных Штатов Америки (грант №S-RS500-06-GR-0621 от 06.03.2006) в размере 105242 рублей.
На основании изложенного и в соответствии с п.п. 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области выносит руководящему органу Некоммерческого партнерства «Институт региональной прессы» предупреждение о нарушении п.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 582 ГК РФ, части 1 статьи 8 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и п. 21. Устава.
Предлагаю принять меры и устранить нарушения законодательства Российской Федерации и Устава Партнерства, о чем письменно уведомить Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, представив в шестимесячный срок: документы, подтверждающие устранение нарушений Устава и законодательства Российской Федерации (по п. 1. предупреждения).
Кроме того, информирую, что устав Партнерства содержит положения несоответствующие действующему законодательству, а именно:
1) В наименовании Партнерства не содержится указание на характер деятельности, что противоречит п. 1 ст. 4, п. 3 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях;
2) Пункт 2.2 Устава, в части того, что Партнерство «осуществляет повышение
квалификации работников средств массовой информации, образования, науки,
культуры», осуществляет «учебно-просветительскую деятельность» предполагает
осуществление Партнерством образовательной деятельности, что противоречит
цели создания некоммерческого партнерства, указанной в пунктах 1.1, 2.1 Устава и
п. 1 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях, согласно которым,
некоммерческое партнерство - это некоммерческая организация учрежденная
гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в
осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных,
благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих
целей, на охрану здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта,
удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиту
прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов,
оказание юридической помощи, а также иных общественно-полезных целей.
Учитывая изложенное, члены некоммерческого партнерства должны осуществлять
некую общественно-полезную деятельность, в реализации которой им будет
содействовать созданное некоммерческое партнерство.
Исходя из положений статей 11.1, 12, 46 Закона от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (далее - Закон об образовании), осуществление некоммерческой организацией образовательной деятельности подразумевает оказание услуг в области образования. Оказание услуг некоммерческим партнерством противоречит цели его создания указанной в п. 1 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях.
Таким образом, в соответствии с положениями Закона о некоммерческих организациях и Закона об образовании, образовательные организации могут быть созданы в организационно-правовых формах, для которых законодательством прямо предусмотрена возможность оказания услуг. Такими организационно-правовыми формами являются учреждение и автономная некоммерческая организация.
3) В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях,
некоммерческое партнерство учреждается гражданами и(или) юридическими
лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на
достижение целей, предусмотренных Уставом такого партнерства. То есть,
указанное положение Закона о некоммерческих организациях определяет круг лиц,
для содействия и помощи которым создаются некоммерческие партнерства - члены
этого партнерства. Пункт 2.2 Устава в части того, что Партнерство оказывает
юридическую и консультационную помощь редакциям, средствам массовой
информации и гражданам, противоречит вышеуказанному положению
действующего законодательства, так как допускает возможность содействия
Партнерства неопределенному кругу лиц;
4) Пункт 2.3 Устава, согласно которому Партнерство осуществляет иные виды
деятельности, направленные на достижение целей Партнерства, пункт 2.3 Устава, в
соответствии с которым «отдельными видами деятельности Партнерства занимается
на основании лицензии», предполагает осуществление Партнерством деятельности
не предусмотренной Уставом, что противоречит ст. 49 ГК РФ, ст. 24 Закона о
некоммерческих организациях», согласно которым некоммерческая организация
может осуществлять один или несколько видов деятельности соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. То есть все виды деятельности, которые намеревается осуществлять Партнерство должны быть указаны в его Уставе;
5) Пункт 6.2 Устава, согласно которому Партнерство может быть
преобразовано в общественную организацию, фонд или автономную
некоммерческую организацию, противоречит п. 1 ст. 17 Закона о некоммерческих
организациях, в соответствии с которой некоммерческое партнерство вправе
реорганизоваться только в фонд, автономную некоммерческую организацию, а
также в хозяйственное общество в случаях и порядке, которые установлены
федеральным законодательством;
6) Пункт 6.5 Устава, в части того, что ликвидационная комиссия (ликвидатор)
назначается по согласованию с органом, осуществляющим государственную
регистрацию юридических лиц противоречит п. 2 ст. 62 ГК РФ, согласно которому
такое согласование не требуется.
Учитывая изложенное, рекомендую привести Устав в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.
Настоящее предупреждение в соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.


Заместитель начальника И.Г. Молокова



© Институт Региональной Прессы 2003;   Россия, Санкт-Петербург, Лиговский пр.,д.73, бизнес-центр "Лиговка", офис 314
Тел./факс: (812) 764-01-14, Тел.: (812) 572-45-10, моб.: (812) 984-92-34,   Email: asharogr@yandex.ru

ВНИМАНИЕ! По версии МИНЮСТА, ИРП - ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ